В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.
Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.
1. Артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
I. Упражнения для нижней челюсти:
Рис.1
1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
II. Упражнения для губ:
1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),
2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2).
3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».
(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
5. Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III. Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1. «БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад.
2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).
Рис.7
3. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3 а,6).
4. Круговые движения языком.
5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.
6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,
расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5).
7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6).
8. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
9. «ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).
10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе, (рис. 8 ).
11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» - а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленно го языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.
image016.gif
Рис.8
2. Дыхательно-голосовые упражнения
(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).
1. Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
3. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
4. Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.
5. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони.
6. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
7. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.