О вопросах внешней атрибутики
Очень многое в тайском массаже может представляться европейцу весьма экзотичным. Широко известно, например, такое описание этого метода лечения: «Когда в Сиаме* человек заболевает, его ведут к лекарю, который мастер.ски воздействует на тело больного руками; кроме того, он также встает на больного ногами и топчет его». Это строки из письма французского дипломата Симона де ла Лубера, датированные 1690 годом прошлого века. Правда, теперь о тайской системе, благодаря возрастающему интересу к ней, становится известно все больше, и многое не вызывает уже прежнего недоумения.
В самом деле, любой прием хорош, если он эффективен, а его положительное, целительное воздействие доказано на практике и не подлежит никакому сомнению.
Если говорить о самом Таиланде, то здесь внешней стороне вопроса и атрибутике традиционно уделяется не слишком много внимания. Местные жители действительно предпочитают лечиться по традиционной методике, однако не слишком часто посещают салоны или клиники массажа. Совсем не редкость, когда массаж производится просто в чьей-то гостиной либо даже общей комнате — включен телевизор или радио, дру-
* Сиам - устаревшее название Таиланда - прим. переводчика.
гие люди входят и выходят во время сеанса, а сам массажист во весь голос обсуждает со своим пациентом последние новости. Это происходит потому, что сами тайцы считают сеанс массажа чем-то очень банальным, одним из привычных явлений повседневной жизни — даже в большей степени, чем, скажем, европейцы - посещение парикмахерской.
Тем не менее, в наших условиях налицо совершенно сложившееся мнение относительно того, как должна выглядеть клиника либо салон массажа — и, в связи с тем, что это является фактором комфортности для потенциального пациента, становится очевидной важность данного вопроса. Особенно это касается небольших частных кабинетов и салонов тайского массажа.
В развитых странах люди привычно склонны воспринимать массаж, как довольно интимную процедуру, которая должна проводиться в соответствующих условиях. Поэтому эти условия уже сами по себе могут отразиться как на доверии пациента к методу лечения, так и на общей успешности самой терапии. Этот момент ни в коем случае нельзя упускать из вида.
Таким образом, благоустроенность, со вкусом подобранный интерьер, мягкое и успокаивающее освещение, наряду с общей спокойной и благожелательной атмосферой — все это должно быть таким же непременным стандартом, как и в любом другом учреждении подобного рода — наряду с обязательной предельной чистотой и опрятностью во всем.
К слову, вопросы чистоты и гигиены соблюдаются весьма строго и в Таиланде: этот момент специально отмечается при обучении студентов.
Далее можно перейти уже к отдельным особенностям и требованиям, которым должен отвечать кабинет (салон), где проводится тайский массаж.
22 I
Итак:
• Матрас лежит на полу. Можно использовать любой тонкий матрац либо циновку — однако оптимальным все же является такой вид матраса, который наиболее широко используется в самом Таиланде. Это, как правило, тонкий матрас такой площади, чтобы на нем свободно мог разместиться, раскинув руки в стороны, человек средней комплекции. Сам матрас изготовлен из поролона, но к нему имеется комплект чехлов из плотной, но приятной на ощупь ткани, которые легко стираются и не линяют.
• Подушки. Подушек требуется множество, при этом они должны быть самых различных размеров и формы: в течение сеанса тайского массажа неоднократно возникает необходимость подложить их под какую-либо часть тела для того, чтобы пациенту было комфортнее при выполнении отдельных техник.
• Опоры разного рода (для клиента). Используются в тех случаях, когда для выполнения элементов йоги пациент должен принять определенное положение (например, лежа с приподнятой спиной, и т.д.).
• Теплая ткань (одеяла либо плотные простыни) потребуются зимой, в том случае, если в дополнение к массажу используются компрессы из целебных трав. Они служат для того, чтобы плотно укутать место наложения компресса на необходимое время.
• Опоры (для массажиста). В этом качестве можно использовать и спинку стула — однако большинство мастеров тайского массажа предпочитают прикрепленную к потолку веревку (почему — более подробно описано в разделе втором).
• Место для мытья рук и ног. В данном случае традиционный подход в самом Таиланде полностью со-
впадает с европейским, где гигиене уделяется большое внимание в каждой клинике и массажном салоне. Необходимо обеспечить место, где как клиент, так и сам массажист могут вымыть руки и ноги до и после сеанса массажа; необходимо обеспечить чистые полотенца, мыло, и т.д. Для создания особой атмосферы большую роль может сыграть продуманный дизайн — в таиландском либо просто восточном стиле. • Одежда. При выполнении тайского массажа и пациент, и массажист всегда полностью одеты, в отличие от сеансов «классического» западного или иных разновидностей массажа. Обнажаются только ступни ног. Одежда, однако, должна отвечать ряду требований: все вещи должны быть легкими, свободными, никак не стесняющими движений. Предпочтительны натуральные ткани. В этой связи имеет смысл запастись несколькими комплектами такой одежды и всегда держать их под рукой. Ниже рассматриваются дополнительные атрибуты, которые наиболее часто используются при оформлении кабинета или салона тайского массажа: благовония и музыкальное сопровождение.
Ароматерапия. Как будет покавано в дальнейшем, любой способ использования целебных трав в тайской традиции неизменно подразумевает и ароматическую составляющую — в особенности это относится к горячим компрессам. Кроме того, тайские мастера очень часто используют согревающие бальзамы или жидкие^ мази после сеанса массажа — они служат для того, чтобы быстрее и в более полной степени расслабить натруженные мышцы. Это, как правило, хорошее дополнение — однако всегда необходимо помнить, что лю-
24
бым восточным благовониям присущи терпкие специфические ароматы, которые могут вызывать раздражение либо даже аллергические реакции у отдельных людей.
Музыка. Здесь мнения расходятся: одни специалисты полагают, что музыка способствует созданию особой атмосферы и тем самым помогает пациенту расслабиться; другие полагают, что музыка мешает налаживанию правильного ритма дыхания, который очень важен в тайском массаже. Тем не менее, всегда можно использовать фонограмму со звуками природы: шелест листьев, океанский прибой, шум дождя — все зависит от общей атмосферы. Важно только, чтобы это способствовало более полному расслаблению пациента.
Что такое «Метта» (Metta)
Духовную составляющую тайского лечебного массажа — которая, как уже говорилось, по понятиям самих тайцев является наиважнейшей, — действительно очень трудно понять представителю европейской и вообще западной культуры. Здесь сказывается множество факторов — но, в первую очередь, языковой барьер и значительное отличие всей совокупности культурной, религиозной и общественной традиций восточной культуры вообще. То есть для неподготовленного человека крайне сложно освоится в этой среде даже в том случае, если бы он обучался древнему искусству в самом Таиланде непосредственно. Тем паче, что если в тайских школах и уделяется какое-то внимание духовной подоплеке, то эти тонкие нюансы в большинстве своем практически непереводимы, и постижение их требует длительного, упорного труда.
25
Тем не менее, основу основ понять вполне возможно, ибо она имеет общечеловеческий контекст и не ограничена сколько-нибудь узкими рамками чисто религиозных либо этнических представлений. И понять эту основу необходимо до того, как мы перейдем непосредственно к изучению приемов и техник тайского массаж: к духовным аспектам этого метода лечения нам придется возвращаться постоянно.
Итак, что есть основа и краеугольный камень этого древнего искусства, если говорить о духовном его аспекте? Это — так называемое состояние «метта».
Истинная медицинская практика — будь то тайский массаж, хирургия или что-то другое, не так важно — состоит неизменно в сострадании врача к больному, искреннее намерение и желание облегчить его страдания, помочь другому человеку.
Метта как раз и является специфичным обозначением такого состояния, то есть глубоко и искренне осознаваемого сострадания и желания помочь.
В буддизме различают четыре «божественных состояния сознания», достижение которых должно быть целью и является условием счастья для человека. Это:
• Упекха (способность без предубеждений принимать людей такими, какие они есть);
• Каруна (сострадание к страждущим);
• Мудита (отсутствие зависти, умение радоваться за других);
• Метта (стремление сделать других счастливыми, облегчить их страдания, способность любить и сострадать деятельно).
Несмотря на то, что вся духовная сторона как лечебного массажа, так и всей традиционной тайской
медицины вообще совершенно неразрывно связана с буддизмом, ничто здесь не входит и не может войти в противоречие с какой-то иной конфессией. Сострадание целителя к страждущему универсально для любого человека, врача — независимо от степени либо особенностей его религиозных воззрений. Таким образом, принципы метта - сочувствие, чистота помыслов, стремление понять, готовность отдать все силы для исцеления недуга — трудно рассматривать, как часть одной только буддийской философии.
С другой стороны, совершенно ясно, что стремление к сосредоточению на нуждах -и страданиях пациента является показателем высокого гуманизма, свойственного тайскому искусству исцеления.
В приблизительном переводе метта — это «исцеляющая доброта любви». Как видим, хотя вся теория тайского массажа и преподносится практически исключительно с позиций чистого буддизма, и сам массаж, и культивирование в себе такого состояния сознания, когда все помыслы направлены на благо других людей, полностью совместимы с любой духовной традицией. Самый важный элемент буддизма в тайском искусстве врачевания — это утверждение, что целитель должен представлять собой (и не только в процессе общения с больным, но и в повседневной жизни) образец честности, кротости, сострадания и сочувствия. И такая духовная практика, несомненно, важна для любого врача: от нее в немалой степени зависит успех самого лечения; в этом очевидная и непреходящая ценность метта тайских целителей.
Метта, вкупе с надлежащим пониманием техники, навыками и знанием специфических способов воздействия на организм пациента, в подавляющем боль-
шинстве случаев придаст целителю огромную силу в его благородном труде. Сострадание и понимание дает необходимую уверенность в себе тому, кто совершенно искренен в своем желании излечить страдающего человека: его действия всегда будут точно выверены и правильны, принося исключительную пользу. Без духовного компонента весь тайский массаж может свестись к обычному последовательному выполнению ряда заученных манипуляций и движений — то есть, по сути, к полной профанации этого древнего искусства. Но еще хуже другое — в этом случае массаж не принесет реальной пользы больному или пациенту.
Можно, видимо, рассматривать это и как некую мистику — однако опыт веков свидетельствует о том, что метта — это реальность и влияние ее на эффективность лечения сомнению не подвергается практически никем. Даже скептики не могут не согласиться с тем, что одни и те же движения, выполняемые манипулятором, приносят больше пользы тогда, когда он искренне проникнут желанием понять, «почувствовать» своего пациента.
В Таиланде любой сеанс массажа неизменно начинается с вознесения молитвы-прошения к Отцу Медицины, Дшиваго. Для нас, европейцев, в контексте собственной культуры, такое обращение к древнему целителю играет роль скорее не молитвы, но способа сосредоточить свои помыслы на главном, очистить разум от лишних мыслей и целиком посвятить себя лечению больного. Вот почему практически подавляющее большинство западных специалистов, практикующих тайский массаж, следуют этой освященной веками традиции независимо от места жительства и вероисповедания. Каждый сеанс массажа начинается с возвышен-
28 I
ного обращения к Дшиваго; по мере приобретения определенных навыков в данной области, это становится привычным и надежным способом прийти в состояние метта, необходимое для успешного лечения.
Начальное понятие о меридианах сен
Концепция существования невидимых энергетических меридианов, по которым жизненная энергия распространяется в человеческом теле, является общепринятой для большинства медицинских традиций стран Востока. Эта система воззрений играет неизменно важную роль не только при теоретических обоснованиях, но и непосредственно в клинической практике.
У нас наиболее широкой известностью пользуются воззрения традиционной китайской медицины на этот вопрос — такие методы лечения, как акупунктура и акупрессура давно уже применяются практически повсеместно — при этом все они базируются именно на китайской трактовке расположения и взаимосвязи меридианов и расположенных на их протяжении биологически активных точек.
Тем не менее, как уже было упомянуто во вступительной части, энергетические меридианы сен, принятые за основу в тайской традиции, несколько отличаются от китайской системы и ближе, скорее, к трактовкам, распространенным в Индии — это учения Йоги и Аюрведы, восходящие к самым истокам древнейшей индийской медицины.
Нередко можно слышать, что называют конкретное число линий энергетических меридианов - иногда называют число 2 700, но чаще - 72 000.
I 29
Причина тому проста: эти и другие числа действительно упоминаются в древнейших письменных источниках. Тем не менее, вовсе не следует понимать все буквально: ведь эти и другие числа традиционно используются в буддизме для метафорического обозначения неисчислимого, бесконечного множества.
Главным является понимание того, что каждая клетка человеческого тела связана с каждой другой (и по отдельности, и в целом) посредством этого бесконечного тока энергии или жизненной силы.
На санскрите (в Индии и на Тибете) она именуется «прана» (ргапа), в Таиланде - «паланба» (palang bak). Китайцы называют ее «ци» (chi), и этот термин на Западе довольно широкоизвестен.
Согласно энергетическим воззрениям на природу человеческого тела, энергетические каналы и целые сети их полностью пронизывают все наше тело, каждое скопление клеток и даже отдельно взятые клетки, чутко реагируя и отвечая на любые изменения. Считается, что реакция происходит в ответ не только на механические или физиологические процессы, но также и психологические, духовные.
Жизненная энергия человека распространяется и вне пределов его физического тела — она создает электромагнитное поле вокруг него (что на сегодняшний день является научно доказанным фактом). Данное явление широко известно, как «аура».
На самом деле никто не способен ни назвать, ни тем паче изобразить в виде схем все те пути и линии, по которым происходит бесконечный кругооборот жизнен-
30
ной энергии в человеческом теле. Тем не менее, десять главных и наиболее жизненно значимых меридианов хорошо известны и описаны., В тайских школах массажа их знание преподается, как отдельный предмет.
Эти десять основных меридианов сен — образно выражаясь, «магистральные энергетические трубопроводы» для жизненной энергии в теле человека, в отличие от прочих, более мелких ответвлений.
Неразрывная связь с йогой.
О важности правильного дыхания
при тайском массаже
Несмотря на то, что как отдельные элементы, так и целые комплексы йоги являлись неотъемлемой частью тайского массажа с самых времен его зарождения, всегда имелось и существенное отличие между тем, как понимали учение йоги в Индии и в Таиланде. Оно, в первую очередь, в том, что если индийская школа всегда развивалась в направлении индивидуальной духовной практики, то в Таиланде учение йоги изначально рассматривалось несколько более утилитарно — в частности, как аспект практической медицины.
Данное отличие сохраняется и на сегодняшний день: в современном Таиланде практически нет приверженцев индивидуальной практики искусства йоги, но элементы ее остаются неотъемлемой частью той базы, на которой строится вся традиционная тайская медицина — уже в новейшей своей модификации, как это можно наблюдать в крупнейших городах и центрах.
При этом очень любопытен тот факт, что знание многих важнейших принципов йоги в народе (даже среди простых тайцев, жителей сел и деревень) чрезвычай-
но распространено — во всяком случае, в той же мере, как и знание основ и методик Тайского массажа. Образно выражаясь, эти знания в Таиланде не только передаются по наследству, но просто впитываются с молоком матери.
В связи с тем, что читателя данной книги, наряду с изучением собственно тайского массажа, может интересовать также возможность практического применения его в лечебной практике в условиях стран Европы и Запада, понятно, что степень «начальной подготовки» пациента может играть очень важную роль для успешного лечения. В наших странах познания о йоге имеют несравненно меньшую распространенность — при этом как в количественном, так и в качественном плане.
Таким образом, становится очевидным, что для многих пациентов перед непосредственным выполнением сеансов тайского массажа необходимо получить определенную информацию в объеме необходимом и достаточном для успеха всего курса лечения.
Постоянная связь с пациентом и внимание к нему являются обязательными. Каждый человек, желающий испытать на себе тайский массаж, предварительно должен узнать обо всех особенностях, которые ему присущи: это во многом определит его правильное поведение во время сеанса. В наибольшей мере это относится к тому, что отдельные тайские методики для человека полностью неподготовленного могут выглядеть пугающе; нередки случаи, когда пациент опасается получить какие-либо повреждения.
Это и понятно: слишком разительно тайский массаж отличается от всего того, что мы привычно связываем с этим словом. Вот почему подробная, благожела-
32 I
тельная, открытая и доверительная беседа столь необходима в подавляющем большинстве случаев уже при первой же встрече.
Объем необходимых знаний и, в отдельных случаях, первейших начальных навыков, имеющих отношение к йоге (в частности, и в первейшую очередь это касается умения правильно дышать) определяется для каждого пациента строго индивидуально. Это может зависеть как от личных особенностей человека, так и от той цели, с которой планируется провести курс массажа.
Одной из важнейших и ответственейших задач врачевателя является умение мгновенно и правильно отреагировать на любое болезненное проявлении — будь то боль или что-то иное, - и скорректировать весь комплекс массажных техник именно таким образом, который максимально соответствует индивидуальным потребностям и особенностям данного конкретного пациента.
Следует, конечно, учитывать и тот момент, что лишь квалифицированный, имеющий хороший практический опыт работы специалист способен сразу же и безошибочно отличить боль истинную (которая сигнализирует об опасности) от вполне естественного чувства физического дискомфорта. Оно является вполне нормальной реакцией со стороны мышц в ответ на их активное принудительное сокращение и растяжение — непременный атрибут любого сеанса тайского массажа.
Каждый, кто практикует искусство тайского массажа, должен упорно трудиться над тем, чтобы развить в себе чувствительность рук, умение «чувствовать» пациента. Каждый сеанс тайского массажа сродни в какой-то степени своеобразному «диалогу», который ведут руки массажиста с телом клиента или больного.
2. Зак. 261
I 33
Чем опытнее специалист, тем лучше его руки «понимают» тот язык, на котором этот диалог ведется — а значит, тем быстрее массажист определяет нужную в данном случае степень воздействия.
Этот навык приобретается лишь со временем и исключительно в процессе практики. Вот почему во всех без исключения источниках так настойчиво рекомендуется на первых порах прибегать, по возможности, к легким методикам воздействия (иногда их эффект можно увеличить за счет продолжительности процедуры). В дальнейшем само придет умение работать в том диапазоне, который является действительно оптимальным.
Но с самого начала необходимо уделять повышенное внимание чувствительности мускульного аппарата пациента. Наиболее показательны для этого моменты вытяжения. При этом легче всего определить точку максимального растяжения той или иной мышцы без достижения порога болевой чувствительности — это важно, так как задачей является растяжение мышечных волокон, но никак не перенапряжение их.
И в этом плане йога предоставляет нам веками наработанный опыт постепенного и плавного увеличения пластичности мышц — недаром в самом Таиланде обширные познания в йоге считаются обязательным компонентом подготовки квалифицированного специалиста по массажу.