Нейросенсорная сенсоневральная тугоухость


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Ольга К.


.
Уважаемые посетители нашего форума! В новом разделе ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ предлагаем делиться друг с другом информацией и конкретными материалами для дополнительных занятий с детьми. Просьба - не размещать рекламу и информацию, которая противоречит этике, законодательству и теме данного форума
https://deti-01.forum2x2.ru

Гость


Гость
Вот и такая брошюрка в Вашу тему

Гончарова Н. " Театрализованные игры в коррекции заикания: из опыта работы. "

Известно, что заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи) проявляется прежде всего в речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. Я организую эти игры почти на каждом логопедическом занятии.

У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.

Игровые упражнения по развитию мимики

• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).

• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

• “Обиделись” (опускают уголки губ).

• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам

• Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

• “Расцвели, как цветы”.

•“Завяли, как травка”.

•“Полетим, как птицы”.

•“Идет медведь по лесу”.

• “Крадется волк за зайцем”.

• “Плывут уточки”.

•“Идут пингвины”.

•“Жук перевернулся на спину”.

•“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

•“Мчатся олени” (См.: Чистякова М. И. Психогимнастика.— М.: Просвещение, 1990).

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

На втором этапе я использую такие приемы, как сопровождение моих действий и действий детей словами, доступными заикающимся детям, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем перехожу к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мной, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных, пальчиковых, би-ба-бо).

Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты выбираются таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.

Пример. Текст для зайца из пальчикового театра.

Зайчик скачет — скок, скок, скок — На зеленый на лужок. Щиплет травку, кушает, Осторожно слушает.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни.

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается: Вымыл лапки, вымыл уши, Вытирается посуше.

Вышел волк, а зайка — скок — Под зеленый под кусток (Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда // Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М.: Просвещение, 1987.).

После театрализованной игры целесообразно задать детям вопросы:

• Как выглядит зайчик? (Маленький, крошечный, пушистый, серый.)

• Что он умеет делать? (Прыгать, скакать, щипать травку, умываться.)

• Кого он боится? (Волка, лису.) Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру куклу би-ба-бо (Петрушка, Незнайка, Буратино), которая помогает перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть. Куклы би-ба-бо позволяют усложнить и движения — кроме пальцев дети начинают активно работать кистью.

На третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

Этому этапу работы соответствует настольная театрализованная игра “Петушок и кот”:

Встретил петушок кота И спросил его тогда:

— Почему ты черный кот?

—Лазал ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это (Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.— М.: Просвещение, 1983.).

Вопросы формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Например.

• Почему котенок вылез из дымохода черным? (Испачкался в саже, труба от дыма черная).

• Почему он стал белым? (Сметана белая, шубка испачкалась в сметане, сметана прилипла к шубке.)

• Почему он стал серым? (Пыль серого цвета.)

• Какого цвета он на самом деле? (Полосатый? Черный? Белый? Пятнистый? Рыжий? и т. д.)

• Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котенка? (Надо его вымыть.)

Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слои, аналогичных следующим: котик — кот — котище; песище — пес — песик.

Результаты от использования театрализованных игр будут еще выше, если на занятиях по конструированию дети сами сделают их персонажей.

На следующем этапе можно перейти к более сложному виду театрализованных игр с куклами-марионетками. Он дает детям возможность ходить вместе с куклой по сцене, группе или залу, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в ходе более сложных, чем ранее, диалогах. Для этого могут подойти диалоги из рассказов “Волк и лиса” (А. Тараскин), “Хочу быть слоненком” (А. Циферов), “Медведь и солнце” (Н. Сладков). (Для решения психокоррекционных задач желательно на роли волка, лисы, медведя выбирать неуверенных в себе, робких детей.)

В театрализованных играх в интересной для детей форме можно решать различные речевые задачи. Например, для театра на фланелеграфе можно предложить такой текст:

— Ответь мне, цветок, ты кто — он или она?

— А я, брат-шмель, и сам не пойму.

— Как это не знаешь? Вот, например, ландыш — он.

— То ландыш.

— А вот, например, ромашка — она.

— Так то ромашка.

— А ты кто такой?

— Я-то? Да я, шмель, иван-да-марья.

(Л. Воронкова)

После чего задать вопрос “Кто же этот цветок — он или она?” (И он, и она.) По аналогии дети определяют род имен существительных, обозначающих названия цветов: подснежник, ромашка, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха колокольчик...

Гость


Гость
На четвертом этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, и на пятом, когда закрепляются навыки связной речи, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям (авторским и фольклорным). Эти представления проходят в музыкальном зале. В их подготовке принимают участие музыкальный руководитель и хореограф. Показываем мы наши “спектакли” на утренниках, досугах. Дети не боятся выступать перед зрителем, ведь они приобрели опыт, двигательный и речевой. С успехом прошли такие спектакли, как “Гуси-лебеди”, “Морозко”, детские оперы “Кошкин дом”, “Муха-цокотуха”.

Дети, страдающие заиканием, могут инсценировать лишь хорошо известные им сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Поэтому на занятиях я использую разные по жанру литературные тексты и предлагаю инсценировать их в разных видах театра. Так, один и тот же текст мои дети инсценируют с куклами-марионетками, в варежковом театре, в настольном, показывают как спектакль.

На этом этапе работы я предлагаю

“оживить” картинки (“Насекомые за чаепитием”, “Звери на уроке” и др.) — придумать диалог и “сыграть” его в любом виде театра.

Практикую я и игру “Сказители”: по ходу ее дети составляют сказки, которые потом сами же инсценируют.

В созданной в нашем дошкольном учреждении зоне театрализованной деятельности есть все необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству (куклы, декорации, реквизит).

В заключение хотелось бы сказать, что, широко используя театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приемов логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание читателей на следующем.

• Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента.

• Проводить такие игры надо систематически.

• Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.

• Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.

• Подбирать игры для театрализации на первых трех этапах работы надо по схеме “логопед — дети”, на последних двух “ребенок — дети” (логопед выступает и роли посредника, ненавязчивого режиссера).

• В театрализованных играх следует разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи в процессе общения и речевых навыков.

• Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.

Н. ГОНЧАРОВА, логопед яслей — сада № 2246 Северного округа Москвы

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения